Масутацу Ояма

Ранний старт

Сосай Масутатсу (Мас) Ояма родился 27 июля 1923 года в деревне, не далекой от города Гунсана в Южной Корее. Будучи еще совсем молодым, он был послан в Манчжурию в Южный Китай, чтобы жить на сестринской ферме. В девять лет он начал изучать южно-китайский вид единоборства (Кемпо) под названием «Восемнадцать рук». Это название придумал Мистер Кемпо, в то время работающий на ферме. Вернувшись в Корею в 12 лет, он продолжил изучение корейского Кемпо. В 1938, в возрасте 15 лет, Ояма отправился в Японию учиться на летчика. Он хотел стать таким же, как герой того времени — Корейский летчик-истребитель. Выжить в его возрасте было намного сложнее, чем он рассчитывал, а тем более как Корейцу в Японии. И естественно нормальное продолжение обучению авиаторству было невозможно.

Гичин Фунакоши

Но, тем не менее Ояма продолжил изучение боевых искусств, занимаясь дзюдо и боксом. Однажды он обратил внимание на некоторых студентов, занимающихся Каратэ Окинава. Это очень заинтересовало Ояма, и он пошел обучаться в додже Гичина Фунакоши в Такушоку Университет.

Его успехи были настолько прогрессивными, что в возрасте 17 лет он уже имел второй дан. Еще через три года он попал в Японскую Имперскую Армию, имея четвертый дан. Не смотря на это, Ояма все еще серьезно занимался дзюдо, и его успехи были не менее поразительными.

Горное испытание

В 23 года Мас Ояма встретил Эйджи Йошикава — автора романа «Мусаши», который был основан на жизни и подвигах самых известных Японских самураев. И роман и его автор помогли понять сущность самурая. В этот же год Ояма поехал на гору Минобу в Китайскую Префектуру, где «Мусаши» основал свой Нито-Руй'ский стиль сражения на мечах. Ояма думал, что это будет подходящее место для начала суровых тренировок, которые он запланировал для себя. Из вещей он с собой взял только копию Йошикава'ской книги, а так же ученика по имени Яширо.

Через 6 месяцев и у Ояма, и у Яширо возникло чувство одиночества, скука по родным. Из-за этого ночью Яширо сбежал. Ояма пришлось очень трудно, который как никогда хотел вернуться к цивилизации.

Ней Чуй отправил Ояма письмо, в котором он написал такие слова, из-за которых Ояма нашел в себе силу продолжить тренировки. Итак, Ояма решил стать самым сильным каратистом в Японии.

Вскоре спонсор Ояма сообщил ему о том, что он больше не будет способен поддерживать его. Соответственно, после 14 месяцев препровождения в одиночестве, Ояма пришлось покинуть горы и вернуться в цивилизацию.

Спустя несколько месяцев в 1947 году, Мас Ояма занял первое место в первых Японских Национальных Соревнованиях по Боевым Единоборствам после второй мировой войны. Тем не менее он все еще жалел о том, что не провел три года в одиночестве. Вскоре Мас Ояма решил полностью посвятить свою жизнь каратэ-до. Так он решил остаться в одиночестве снова, в этот раз на горе Кийзуму, тоже находящейся в Китайской Префектуре. Это место он выбрал для поднятия духа в себе.

На этот раз подготовка и вправду казалась фанатической — 12 часов в день без выходных он уделял тренировкам. Стоя под холодными струями водопадов, ломая речные камни руками, используя деревья, как макивару и отжимаясь сотни раз в день. Так же каждый день включал в себя время изучения античных классиков боевых искусств, Дзэна и философии.

После восемнадцати месяцев он завершил свое уединение и полностью познал себя и сущность жизни. Больше никогда он не будет под таким сильным влиянием общества вокруг себя. (Так же будет верно то, что обстоятельства были как никогда травматическими!!!)

Бои с быками и бойцами. Божественный удар

В 1950 году, Мас Ояма начал проверять и демонстрировать свою силу в боях с быками. В общем, он одолел 52 быка, 3 из которых были ранены смертельно. У 49 быков рога были выбиты руками Ояма!!! Было бы неправильно сказать, что все это пришлось Ояма легко. Ояма любит вспомнить свою первую попытку, которая закончилась тем, что бык был рассержен. В 1957 году, в возрасте 34 лет, Ояма был на грани смерти, когда бык обхитрил и забодал его. Но, тем не менее, Ояма сумел вырвать быку рог. После этого сражения, Ояма пришлось пролежать в постели 6 месяцев, пока заживалась смертельная рана. Сегодня же, защитники животных против этих демонстрация. Они не учли тот факт, что эти животные уже заведомо до этого были предназначены для резни.

В 1952, Ояма отправился в США на год, демонстрировать каратэ в живую и по национальному телевидению. В течении последующих лет, он выиграл всех своих соперников, которых в итоге набралось 270 разных человек.

Большинство из них были поражены с одного удара! Ни разу бой не длился более чем три минуты, и редко он длился больше нескольких секунд. Принцип бой Ояма был прост — он переходил на ближнюю дистанцию.

Ояма достаточно было нанести одни удар, после которого соперник обычно не встать. Если соперник все же блокировал удар, к примеру, в ребра, то эта рука была сломана или «обезоружена». Ну а если соперник не блокировал удар, то были сломаны ребра. Ояма стал известен как «Божий удар», — основной принцип ведения боя у японских воинов Ичи Геки, Хиссатсу или «Один удар и сразу смерть». Что касается Оямы, то это было главной целью в технике Каратэ. Показательная работа ногами и другие сложные техники были для Ояма на втором месте (хотя он был известен своим сильным ударом ноги в голову).

Этот визит в США был самым продолжительным для Ояма. Там он встретил Джасика Сандулеску, большого (190 см рост и 190 кг мускул) румына, который был заключен красной армией в 16 лет и отправлен в угольные шахты на два года. Ояма с ним быстро сдружился, и они остались друзьями до конца жизни Ояма. Джасик до сих пор тренируется и работает как советник в IKO.

Доджо Оямы

В 1953 году Мас Ояма открыл первый свой Додже в районе Межиро в Токио. В 1956 году, первый реальный доджо был открыт в бывшей студии балета за Рико Университетом, в 500 метрах от местоположения текущего Японского Хонбу Додже (штаба). В 1957 году в додже занимались 700 членов, из-за очень высокой нормой обучения было очень сильное отсеивание.

Люди, занимающиеся другими стилями, так же приходили сюда заниматься джис-сен кумите (полноконтактным боем). Один из главных учителей — Кенджи Като, сказал, что они будут брать приемы с любых стилей, главное, чтобы они «были хороши в реальном бое». Таким образом, Ояма и развил каратэ. Он брал приемы со всех боевых искусств и не ограничивал себя одним каратэ.

Члены Доджо Оями принимали поединки в серьез, думая, что изначально кумитэ — это боевое искусство. Так они были и поражены в поединки, и одерживали победу. Были лишь некоторые ограничения. Удары по голове с суставами, завернутыми в полотенце или со сжатого кулака были обычны. Броски, захваты и удары в пах были так же разрешены. Поединок продолжался до тех пор, пока один из противников не будет поражен, пока он не закричит о своем поражении. Люди имели разные телесные повреждения, соответственно было очень сильное отсеивание — около 90%. У людей не было кимоно, и они были одеты в то, что имели.

Бобби Лоу

В 1952 Мас Ояма демонстрировал свои силы в Гавайях. Молодой Бобби Лоу увидел его и был поражен силой, которую показывал Ояма. Было бы неверно сказано, что Бобби Лоу не был знаком с боевыми искусствами. Будучи еще совсем молодым, его достижения были не менее поразительными чем у Ояма в то время. Его отец был учителем Кун-фу и он участвовал в любом виде единоборства, которое находил. В 23 года он был «ёндоном» в дзюдо, «ниданом» в кемпо, «шоданом» в айкидо и имел хорошее место в боксе.

Прошло немного времени и Бобби Лоу стал первым учи деши (учеником) Мас Оямы по Киокушину. Бобби занимался каждый день с Ояма в течении полутора лет. В итоге временем для занятий стали 1000 дней для начала. Ученики Мас Ояма стали известны как «Вакажиши» или Юный Лев. Для учебы у Ояма избирали всего несколько сотен человек.

В 1957 году Бобби Лоу вернулся на Гавайи и открыл школу Ояма за пределами Японии.

Начало Киокушина

Текущий мировой штаб Каратэ официально открылся лишь в июне 1964 года, где Киокушин, что означало «Чистая истина» был принят. В этом же году была принята Международная Организация Каратэ (IKO). С тех пор Киокушин стал распространяться в более чем 120 стран и было зарегистрировано около 10 миллионов человек, которые занимались киокушином и делали его одним из самых распространенных боевых искусств в мире. Среди наиболее известных Юданш (обладателей черных поясов) наиболее известны личности Сеян Коннери (Шодан), Дольф Лунгрен (сандан, Австралия), Нельсон Мандела (южная Африка) и Джон Ховард (Австралия).

Конец?

Печально, но в апреле 1994 года в 70 летнем возрасте основатель Киокушин каратэ Мас Ояма умер, от рака легких, хотя не был курящим. Он оставил отвечать за организацию, в то время 5-ого дана, Шокея Мацуи. Это обстоятельство привело к многим политическим и экономическим разногласиям во всем мире Киокушина, которые спустя десятилетие все еще актуальны. В результате произошел раскол Киокушина, во многом подобный расколу в Шотокан. Теперь, кажется, каждой группа, будет утверждать что они «одни и только» истинные наследники Киокушина Мас Оямы, духовно или даже материально. Один из руководителей Киокушина в Австралии Гарри Роджерс даже предположил в шутку, что возможно Мас Ояма создал суматоху нарочно, потому что он не хотел, чтобы Киокушин выжил без него!

Однако разумно предположить, что все группы Киокушин, независимо от их окончательной преданности, будут поддерживать принципы и стандарты, установленные Мас Оямой. Возможно, организации Киокушин будут жизнеспособными, и как во всех хороших школах, некоторые из последователей, в конечном счете, оставляют дом и открывают свои собственные школы. Некоторые из отколовшихся групп могут, на словах, остаться преданными принципам Киокушин, так как сделал в 1991году Стив Арнейл в Великобритании.